Начало декабря 1873 г. ознаменовалось в московской зажиточной семье купцов Брюсовых появлением сына. Валерий Яковлевич Брюсов рос активным и любознательным мальчиком, приспособления для проведения опытов по физике и макеты паровых машин заменяли ему игрушки. Грамотой мальчик овладел очень рано и без разбора читал всё — от серьезных статей до лёгкого бульварного чтива. Уже в четырехлетнем возрасте маленький Валера научился сам записывать печатными буквами свои первые сочинения, а едва достигнув 11-ти лет, начал учебу в одной из частных гимназий Москвы. По окончании гимназии жизнь Брюсова В.Я. оказывается на несколько лет связанной с обучением на факультете истории и филологии столичного университета. История и философия, литература и театр — вот основные увлечения Брюсова в годы студенчества. Еще до университета молодой человек был околдован поэзией французских символистов и с юношеским задором провозгласил себя основоположником этого течения в российской литературе. В середине 90-х годов начинающий поэт дебютировал с несколькими сборниками, объединенными названием «Русские символисты», являясь автором большинства стихов в них. Некоторое время спустя творчество Брюсова В.Я. пополняется книгами «Шедевры» и «Это – я». Произведения этого периода отличаются изощренными рифмами, экзотическими формами и другими изысками в технике стиха. Однако творческий путь Валерия Яковлевича Брюсова все дальше уводил его от идей и принципов символизма. Особенно наглядно видно это в сборниках «Граду и миру» и «Венок», где наряду с обычными для раннего Брюсова причудливыми сюжетами и образами появляются темы революции и войны.
После Великого Октября биография Брюсова Валерия наполняется событиями, тесно связанными с культурной жизнью молодой страны Советов. Став членом компартии, Брюсов возглавил Всероссийский союз поэтов, работал в Госиздате, участвовал в подготовке издания Большой советской энциклопедии, читал лекции студентам МГУ, выступил в роли одного из организаторов Высшего литературно-художественного института. Послеоктябрьское творчество поэта также многообразно и продуктивно: переводы армянской поэзии, статьи по теории искусства и истории литературы. В своих последних стихах, вошедших в сборники «Дали» и «Спеши», Брюсов прибегает к новым стихотворным приемам, используя множество неологизмов, многочисленные аллитерации, рваные и перегруженные ударениями фразы, снова пытаясь передать свои чувства и переживания в основном через ритмику и звуковую организацию стиха.
И хотя поэтическая манера позднего Брюсова не всегда находила признание у читателей и критиков, нельзя отрицать его заслуг в развитии русской литературы. Биография Брюсова Валерия Яковлевича была коротка, поэт умер в октябре 1924 г. в Москве. Но за 50 с небольшим лет он сумел написать более 80 книг, показав себя не только поэтом, виртуозно владеющим словом и рифмой, но и превосходным переводчиком, блистательным литературным критиком и незаурядным теоретиком стиха.