В начале декабря 1766 г. в семье помещика Карамзина — отставного армейского капитана, после военной службы осевшего в своём поместье в Симбирской губернии, — появился на свет второй сын. К сожалению, мать мальчика умерла почти сразу после его рождения, поэтому Николай Михайлович Карамзин не запомнил даже ее лица, зато оставшаяся после матери библиотека с ранних лет стала лучшим его другом. Научившись азам грамоты у дьячка, маленький Коля перечитал почти всё, что было им найдено на домашних книжных полках. Старинные сентиментальные романы и вполне серьёзные исторические книги — всё уносилось из дома в какой-нибудь глухой уголок заброшенного сада и читалось запоем, с восторженно затаенным дыханием. В 1780 г. биография Карамзина Николая продолжилась в столице, куда четырнадцатилетний юный мечтатель был отправлен для продолжения учёбы. В знаменитом по тем временам пансионе Шадена мальчик провел почти четыре года за изучением языков, одновременно посещая лекции в столичном университете. В 1783 г., по настойчивому совету отца, юноша перебрался в Петербург, где его ожидала служба в гвардейском полку, куда он был приписан еще с младенческих лет. Но военная карьера совершенно не увлекла молодого человека, и через год, сразу после смерти отца, он покинул полк и перебрался в Симбирск, а затем и в Москву.
Именно со столицей связаны первые самостоятельные литературные опыты молодого автора. И хотя попытки переводов зарубежной прозы были предприняты молодым человеком гораздо раньше, но официально творческий путь Николая Михайловича Карамзина начался с появления в 1789 г. в столичной печати его первого оригинального произведения — повести «Роман и Юлия». Вскоре после этого события юный автор отправился в путешествие по Европе, из которого он возвратился через полтора года, одержимый идеей создать собственное печатное издание. Идея быстро была воплощена в реальность: «Московский журнал» молниеносно завоевал популярность у столичных читателей особенно после того, как на его страницах Карамзин опубликовал свою «Бедную Лизу», которую принято считать образцом сентиментализма в русской литературе, и «Письма русского путешественника», сразу упрочившие его литературную славу.
Осень 1803 г. принесла в жизнь Карамзина Н.М. много изменений. Получив должность историографа с выплатой ежегодной пенсии, Карамзин прекратил занятия издательской деятельностью и полностью посвятил себя созданию главного труда в своей жизни — двадцать два года он отдал «Истории государства Российского». Биография Карамзина Николая Михайловича в эти годы не отличалась разнообразием: лето он предпочитал проводить в имении князя Вяземского в Остафьеве, а остальное время работал над своим многотомным изданием в столице. Имея неограниченный доступ к архивным документам, Карамзин стремился соблюсти верность исторической действительности, одновременно вдохнув в неё жизнь. Но как раз это стремление и дало основание некоторым критикам делать замечания в адрес Карамзина, как историка, о наличии исторических неточностей и, пусть и ненамеренном, искажении фактов в его творении. Но основная часть читающей публики была в восторге от манеры изложения автора, высоко оценивая творчество Карамзина Н.М, и первые восемь томов издания разлетелись в мгновение ока. К великому сожалению, работа над двенадцатым томом этого монументального произведения была прервана со смертью автора в мае 1826 г.