Михаил Михайлович Пришвин родился в январе 1873 года в Орловской губернии. Семья небогатых купцов Пришвиных проживала в имении Хрущево, управление которым лежало на плечах матери писателя, женщины хоть нежной и поэтичной, но чрезвычайно волевой и трудолюбивой. Отец мальчика, натура мягкая и мечтательная, умер рано, поэтому маленький Миша свободно рос в окружении крестьян, жизнь и заботы которых ему были чрезвычайно близки и понятны. В своем автобиографическом романе «Кащеева цепь» Пришвин упоминает о детстве, проведенном в имении с матерью, гимназической поре, ознаменовавшейся неудачным побегом в Азию в компании двух товарищей по классу, о тюменском реальном училище, куда его пристроил дядя-пароходчик.
Биография Пришвина Михаила Михайловича изобилует неординарными событиями, которые положили начало его незаурядному творчеству. Будучи совсем еще юным студентом, Пришвин увлекается идеями революции и распространяет среди рабочих запрещенную литературу. За антигосударственные деяния Михаил попадает в рижскую тюрьму, где от скуки и одиночества фантазирует на тему путешествия к Северному полюсу. Отбыв наказание, молодой Пришвин покидает Россию и отправляется в Европу для дальнейшей учебы. Западноевропейская культура весьма впечатлила молодого писателя, перевернув его сознание в отношении политической борьбы. Фамильная мечтательность взяла верх над приверженностью к идеалам революции. В Париже биография Пришвина Михаила знаменуется фактом первой влюбленности в студентку соотечественницу, встреча с которой и предопределила его дальнейшую творческую судьбу.
Неспособность Пришвина к глубокому анализу личности другого человека привела к разрыву с первой любовью и возвращению на родину. Работая деревенским агрономом, Михаил увлеченно занимается научной работой в области сельского хозяйства и, после долгих лет одиночества, наконец, женится на простой и неграмотной крестьянке, ставшей его опорой в повседневном быту. К тридцати трем годам, неожиданно для него самого, жизнь Пришвина М.М. приобретает новый смысл. Михаил Михайлович открывает в себе тягу к литературе и становится корреспондентом газеты «Русские ведомости», которая с успехом издается в Петербурге. Статьи, очерки и заметки о незатейливой жизни крестьян постепенно оттачивают его перо, учат краткости и выразительности языка. Начав с публицистики, Пришвин пробует писать и художественные произведения, повести и рассказы. Правда, рукописи из редакций возвращаются одна за другой и только небольшой рассказ «Сашок» публикуется в детском журнале в 1906 году. Сложные психологические произведения пока не под силу мечтательной натуре Пришвина.
В поисках вдохновения Михаил Пришвин отправляется на Север, заручившись рекомендательным письмом Географического общества. Путешествуя по северному краю, Пришвин ведет тетради путевых заметок, записывает былины и сказки, много фотографирует. По возвращению в Петербург творческий путь Михаила Михайловича Пришвина обретает новый смысл. Увлекательная книга «За волшебным колобком», собравшая в себе очерки и заметки о сложной жизни таежных крестьян и рыбаков в условиях сурового климата, больше походила на сказки о благородстве и находчивости людей, их выносливости и близости к природе. Однако, раскрывая глубину и красоту человеческих характеров, Пришвин обнажал реальные тяготы жизни северных народов, их дремучее невежество и нищету. Отправляясь в очередное путешествие в керженские леса, Крым или Среднюю Азию, Михаил Пришвин тонко подмечал своеобразие новых мест и людей. Свои наблюдения и впечатления он живописно отображал в очерках «Светлое озеро», «Адам и Ева», «Славны бубны», «Черный араб» и др.
В период первой мировой войны Пришвин работал корреспондентом на фронте, но жестокость кровопролитий и бессмысленность жертв укрепили его убеждения в преступности любого силового противостояния. Весной 1918 года Пришвин ненадолго вернулся в родную деревню, где вел жизнь обычного крестьянина, но вскоре был изгнан с выделенного новой властью участка земли как бывший помещик. Не желая принимать участие в строительстве социализма, чтобы «не расходиться с собой и не заключать компромиссы с мерзавцами», Пришвин не был актуален в социалистических литературных кругах. В конце 30-х годов творчество Пришвина М.М. озарено новой любовью к его второй жене Валерии Дмитриевне, разделившей с ним все тяготы преклонных лет. В 1954 году, в таком же холодном и морозном месяце январе, умер непревзойденный мастер русского слова, посвятивший свой талант описанию родной природы.