В семье башкирского учителя из деревни Зилим-Караново 8 июля 1880 года родился пятый ребенок в семье, будущий именитый поэт и писатель, фольклорист и драматург, Мажит Гафури. Свое первое, базовое образование мальчик получил от отца, освоив программу сельской школы буквально за пару-тройку лет, после чего стал помогать папе в обучении первоклашек. Как указывает биография Мажита Гафури, видя незаурядные способности сына, отец в 1893 году устроил его в религиозно-схоластическое медресе соседней деревни. В декабре того же года внезапно умер глава семейства Гафури, а весной не стало и матери.
Осиротевший Мажит все-таки продолжил обучение и, спустя три года, попытался поступить в медресе Уфы, однако из-за неимения денег юноше пришлось вернуться в родную деревню. С 1898 по 1904 годы парень учился в городе Троицке, попутно работая на золотых приисках, где вплотную столкнулся и проникся тяжелой судьбой наемных старателей. Дальнейшая биография Гафури связана с пребыванием Мажита в казахских степях, работой учителя и первым серьезным интересом к русской литературе. Настойчивый парень добился поставленной цели и, заработав денег, успешно поступил и заканчил медресе Казани, а затем и Уфы.
В 1902 году публикуется первое стихотворение молодого автора, высмеивающее религиозный фанатизм, а следом выходят в свет произведения, полновесно описывающие нищету и беспросветность убогого бытия простого народа, татарского и башкирского. Критические взгляды все глубже проникают в творчество Гафури, который наделяет сюжеты своих сочинений призывами к борьбе за полное переустройство жизни. Естественно, мятежные стихи изымаются властями из печатных изданий, а сам поэт подвергается гонениям.
С 1907 по 1917 годы, под сильным впечатлением от творчества русского баснописца Крылова, Мажит полностью отдается написанию сатирических басен, изобилующих острой аллегорией в проблемах взаимоотношений власти и народа. Наряду с революционными призывами, поэзия Гафури полна и лирических мотивов, и крутых психологических поворотов, варьирующихся от трагизма к оптимизму. С 1912 года, уже будучи женатым человеком и отцом, Мажит устраивается корректором в типографию, в которой трудится вплоть до 1919 года. Начавшаяся в 1914 году война значительно меняет творческий путь Мажита Гафури, в котором любовная романтика уступает место осуждению насилия и глубокой скорби. Резко протестуя против братоубийственной войны, поэт публикует психологически сильный рассказ «Солдатка Хамида», повествующий читателю о горькой доле простого труженика, ввергнутого властями в кровопролитную бойню.
Победу октябрьской революции поэт встретил с большим энтузиазмом, воодушевленно прославляя «утро свободы» в новой России. Мажит активно занимался переводами русской литературы для башкирских и татарских советских школ, воодушевленно участвовал в создании школьных учебников. Свое «острое перо» пламенный поэт-революционер смело направлял против ненавистных ему белогвардейцев и интервентов. В автономной Башкирии жизнь Гафури складывалась именно так, как он и хотел — свободно и творчески продуктивно. Литератор организовал в Уфе несколько периодических изданий, в которых печатал свои поэтические сочинения и даже либретто для советской оперы «Рабочий», с успехом прошедшей на сцене уфимского театра. До самой своей смерти 28 октября 1934 года поэт занимался любимой литературной деятельностью и оставался верным идеям советского государства.