Известно, что численность трудоспособного населения некоторого региона страны на начало отчетного периода равна 3,2 млн. человек. Количество пенсионеров и подростков до 16 лет, которые заняты на работах в данном регионе, составляет 41 тыс. человек.
Также еще указано, что на протяжении данного отчетного периода численность трудоспособного населения несколько изменилась в виду того, что:
— 508 тыс. человек перешли в возраст, который определяется, как трудоспособный;
— 52 тыс. человек приехали для работы из соседних регионов;
— 49 тыс. человек пенсионного возраста было привлечено на работу в регионе;
— 2,4 тыс. человек перешли в пенсионный возраст, на инвалидность, а также умерли;
— 6,5 тыс. человек пенсионного возраста перестали работать;
— 86 тыс. человек трудоспособного возраста выехали в другие регионы на работу.
Исходя из перечисленных данных, которые приведены выше, необходимо определить, чему будет равна численность трудовых ресурсов региона на начало и на конец отчетного периода, а также естественный, механический и, конечно, общий прирост трудовых ресурсов анализируемого региона.
Решение:
1. Ну что же, сначала давайте определим, чему будет равна общая численность трудовых ресурсов данного региона на начало отчетного периода. Делается это так:
Общая численность трудовых ресурсов на начало периода = Численность трудоспособного населения на начало периода + Количество работающих пенсионеров и подростков до 16 лет
отсюда следует:
Общая численность трудовых ресурсов на начало периода = 3200 + 41 = 3241 тыс. человек
2. На этом шаге нам нужно рассчитать общую численность трудовых ресурсов данного региона на конец отчетного периода. Расчет будем производить так, как показано ниже:
Общая численность трудовых ресурсов на конец периода = Общая численность трудовых ресурсов на начало периода ± Прирост (Выбытие) численности по определенным причинам
теперь для нашей задачи:
Общее количество трудовых ресурсов = 3241 + 508 + 52 + 49 – 2,4 – 6,5 – 86 = 3755,1 тыс. человек
3. Ну а общий прирост численности трудовых ресурсов в данном регионе мы очень просто можем определить посредством использования таких двух нижеприведенных методов:
А) 1 метод:
Общий прирост численности трудовых ресурсов = Общая численность трудовых ресурсов на конец периода — Общая численность трудовых ресурсов на начало периода
Общий прирост численности трудовых ресурсов = 3755,1 – 3241 = +514,1 тыс. человек
Б) 2 метод:
Общий прирост численности трудовых ресурсов = Сумма прироста (выбытия) численности трудовых ресурсов = 508 + 52 + 49 — 2,4 – 6,5 – 86 = +514,1 тыс. человек
4. Следует заметить, что при определении естественного прироста трудовых ресурсов нам необходимо учитывать прирост (выбытие) численности трудовых ресурсов только по тем причинам, которые перечислены немного ниже:
— вступление молодых людей в трудовой возраст (в условии +508 тыс. человек);
— переход пожилых людей в пенсионный возраст (в условии -2,4 тыс. человек);
— окончание работы (трудовой деятельности) пенсионерами (в условии -6,5 тыс. человек).
следовательно:
Естественный прирост трудовых ресурсов = 508 — 2,4 – 6,5 = +499,1 тыс. человек
5. Ну а при определении так называемого механического прироста трудовых ресурсов региона нам необходимо брать во внимание только прирост (выбытие) численности трудовых ресурсов по ниже перечисленным двум причинам. А вот, собственно, и они сами:
— процессы, связанные с миграцией рабочей силы (в условии +52, -86 тыс. человек);
— привлечение к труду людей пенсионного возраста (в условии +49 тыс. человек).
отсюда, производим расчет:
Механический прирост трудовых ресурсов = 52 – 86 + 49 = +15 тыс. человек
6. И последний показатель, который нам необходимо определить в данной задаче, это общий прирост трудовых ресурсов, который рассчитывается как сумма естественного и механического прироста трудовых ресурсов, то есть расчет принимает такой вид:
Общий прирост трудовых ресурсов = 499,1 + 15 = +514,1 тыс. человек
Так уж вышло, что я являюсь ярко-выраженным гуманитарием, но, как известно, все математические науки преследуют на протяжении всего обучения. А учусь-то я в одном из лучших ВУЗов города. И хочешь-не хочешь, а понимать нужно.
Частенько провожу время в поисках ресурсов, где доступно все объясняется. Очень радует, что, например, в данной задаче по расчету численности и приросту трудовых ресурсов все, можно сказать, разжевано так, что даже такой человечек, как я, смог понять. Хорошо, что я нашла такой полезный веб-сайт, совершенно не требующий денежных вложений!