В начале лета 1867 г. во Владимирской губернии в семье помещика Дмитрия Бальмонта появился на свет сын — Константин Дмитриевич Бальмонт. Пройдя курс домашнего обучения, будущий поэт продолжил учебу сначала в Шуйской, а затем во Владимирской гимназии и по окончании последней сразу стал студентом юрфака Московского университета. Но учеба продлилась недолго, уже через год за ярое участие в вспыхнувших в те годы студенческих волнениях он был исключен.
Писать стихи Константин Бальмонт начал рано, но в течение нескольких лет ни одно из печатных изданий того времени не захотело опубликовать на своих страницах его творения. Дебют поэта в журнале «Живописное обозрение» в 1885 году прошел абсолютно никем не замеченным. Сборник «Стихотворения», появившийся через долгих пять лет, также не принес славы. Не найдя отклика у читателей и пережив личную драму, юноша впал в депрессию. Решив вылечить ее новыми впечатлениями, поэт отправляется путешествовать. Биография Бальмонта Константина в это время насыщена переездами из Скандинавии в Англию, затем в солнечную Испанию и чудесную Италию. Он сумел увидеть египетские пирамиды и экзотику индийских улиц, любовался красотами Мексики и удивлялся обычаям народов Океании. Творчество Бальмонта К.Д. в этот период связано, в основном, с переводами классических произведений английской и испанской литературы.
Вскоре поэт возвращается от переводов к созданию собственных стихов, и его более поздние сборники середины и конца 90-х («Тишина», «В безбрежности», «Под северным небом»), наконец, находят своего читателя. Но своего пика творческий путь Константина Дмитриевича Бальмонта достиг в начале 20-го века, когда увидели свет его «Горящие здания», «Будем как солнце», «Только любовь», «Литургия красоты». Именно в этих сборниках полностью сформировалась символическая система образов, которая оказала огромнейшее влияние на поэтику русского символизма. Бальмонтовский стих завораживал читателей своей беспрецедентной музыкальностью, виртуозной игрой рифм и слов, поражал новизной и необычностью образов и ассоциаций.
Зацикленность поэзии Бальмонта на личных переживаниях, желание уйти от суровой действительности в страну мечты привела к тому, что после революции 1917 г. публика стала терять интерес к его творчеству, воспринимая все его словесные поэтические ухищрения как штамп. В 1920 году поэт переезжает во Францию, и биография Бальмонта Константина Дмитриевича на двадцать с лишним лет оказывается связанной с этой страной. В эти годы он продолжает заниматься переводами, издает новые стихотворные сборники, но лейтмотивом его поэзии в это время становится неизбывная тоска по Родине. Жизнь Бальмонта К.Д. на чужбине легкой и безоблачной не была: ностальгические переживания усугубляются тяжелым материальным положением, из Парижа он перебирается в небольшую деревушку в Бретани, где живет в одиночестве, почти не поддерживая отношений ни с кем из русских эмигрантов. Умер Константин Бальмонт в возрасте 75-ти лет недалеко от Парижа, завершив свой жизненный путь в приюте в Нуази-ле-Гран.