Великий польский поэт, названный при крещении Адам Бернард Мицкевич, родился на территории нынешней Беларуси, на хуторе близ села Новогрудка, в семье мелкого шляхтича из не особенно знатного старинного литовского рода 24 декабря 1798 года, в канун католического Рождества. Отец мальчика занимался небольшой адвокатской практикой, позволяющей худо-бедно содержать семью, в которой вскоре уже насчитывалось пятеро сыновей. В простоте окружающего быта, как гласит биография Адама Мицкевича, прошло его детство и отрочество. Старшему Мицкевичу не чуждо было чтение книг и даже сочинительство собственных стихов, которое и передалось по наследству Адаму. С материнской стороны мальчик перенял глубокую набожность и неоспоримую веру в Божье могущество. От служанки, которая нянчила детей, Адам впитал много литовского, польского и белорусского фольклора в виде народных песен, сказаний и легенд.
Первое серьезное образование братья получали в доминиканской школе, где и зародилось раннее творчество Мицкевича. После скоропостижной смерти отца 13-летнему подростку пришлось заняться репетиторством младших школьников, дабы поддержать материально свою осиротевшую семью. В 1815 году юноша поступил в университет в Вильно, осваивая физику и математику. Однако, спустя год, Адам перевелся на историко-филологический факультет, благодаря которому успешно овладел несколькими иностранными языками, чтобы иметь возможность читать в оригинале лучшие сочинения античной и современной литературы. Воображение молодого поэта было поглощено литературным классицизмом, в частности творчеством Вольтера.
В 1817 году, как свидетельствует биография Мицкевича, он с товарищами по университету учредили тайное общество студентов, любящих науку, где, по сути дела, продвигали прогрессивное воспитание общественного мнения, основанного на любви к родному языку, патриотизму и сочувствию к обездоленной прослойке социума. Внимание властей к идеологической деятельности молодого поэта закончилось для последнего своеобразной ссылкой в провинциальный городок Ковно (теперешний Каунас), где он получил место школьного учителя. Однообразная работа тяготила Адама, тем более, к тому времени он был безнадежно влюблен в Марылю Верещак, с которой не мог соединиться по причине своей безнадежной бедности.
В обыденности холостяцкого быта пылкий поэт увлекся Гете и Байроном, Шеллингом и Вальтером Скоттом, преклоняясь перед свободным духом романтических поэм и сентиментализма. Собственный творческий путь Адама Мицкевича продолжился циклом баллад и романсов, изданных в Вильно в 1822 году. За подрывную деятельность против правительства, мятежного поэта в 1824 высылают на территорию России, где он остается до 1829 года. Сначала Адам попадает в Петербург, затем в Одессу и Крым, после чего снова возвращается в культурную столицу России. Подлинная слава и признание находят поэта именно на русской земле в благодарность за его плодотворный литературный труд, состоящий из жизнерадостного цикла одесских стихотворений, знаменитых крымских сонетов и эпической поэмы «Конрад Валленрод» о борьбе литовцев с крестоносцами. Осенью 1826 года состоялась эпохальная встреча Мицкевича с Пушкиным, ознаменовавшаяся исключительным взаимным восхищением и уважением.
Весной 1829 года Адам выезжает в Европу, где в Германии лично знакомится с Гете, а затем продолжает свое путешествие в Италию и Швейцарию. С 1832 по 1834 годы творческие изыскания и сама жизнь Мицкевича посвящены созданию бессмертной поэмы «Пан Тадеуш», являющей собой некую энциклопедию взаимоотношений двух польских шляхетских родов. В 1834 году поэт, наконец-то, женится и в заботах о новоиспеченной семье вынуждено отказывается от большого творчества, зарабатывая на благополучие молодой супруги не всегда успешными постановками пьес и чтением лекций по славянской литературе. Набожный поэт на несколько лет попадает под влияние сомнительной религиозно-мистической секты, затем воодушевленно развивает теорию о передовых нациях – польской и французской, наконец, создает польский легион для сражений за свободу Италии и даже отправляется с политической миссией в Константинополь по поводу Крымской войны. Но, пребывая в Турции, Адам заболевает холерой, от которой и умирает 26 ноября 1855 года.