Орест Адамович Кипренский. Биография Кипренского Ореста

Известный русский портретист эпохи классицизма и автор самого популярного изображения Пушкина, Орест Адамович Кипренский родился 13 марта 1782 года в окрестностях Петербургской губернии (Копорье). Отцом незаконнорожденного младенца был помещик Дьяконов, год спустя выдавший мать своего ребенка замуж за дворового служащего, тем самым, обеспечив сыну семейный статус. По достижении шестилетнего возраста, как гласит биография Кипренского Ореста Адамовича, крепостной мальчик получил вольную и был определен на учение в воспитательное училище при художественной академии Санкт-Петербурга. Одаренность Ореста в рисовании помогла ему успешно освоить высший жанр изобразительного искусства, коим на то время являлась историческая живопись. За рисунки с натуры и эскизные композиции способный студент неоднократно награждался академическими медалями разных достоинств. В 1805 году молодой художник завершил профильное образование удачной дипломной работой, которая была отмечена большой золотой медалью и правом поездки заграницу на полном пансионе. Однако, как свидетельствует биография Кипренского Ореста, непрекращающиеся наполеоновские войны разрушили амбиции и далеко идущие планы живописца, вынужденного задержаться на службе при академии на долгие десять лет.

С 1808 года, несмотря на страстное увлечение художника исторической живописью, он начинает рисовать замечательные портреты, первым из которых становится лицо его отчима Адама Швальбе. Удивительно, но на выставке в Неаполе в 1830-м многие знатоки живописи принимали это полотно за работу Рембрандта или Рубенса, тем самым, ставя малоизвестного русского живописца в один ряд с именитыми мастерами кисти. Первый портретный опыт определил дальнейший творческий путь Ореста Адамовича Кипренского, блестяще изображающего портреты именитых поэтов Жуковского и Батюшкова, баснописца Крылова и архитектора Кваренги. В 1816 году академия возобновила поездки пансионеров заграницу, куда Орест Адамович незамедлительно и отправился. В 1817-м художник прислал из Рима в Петербург живописное полотно «Итальянский садовник», покорившее не только светскую публику, но и строгое академическое начальство. Наивысшего пика творчество Кипренского О.А. достигло именно в итальянский период, когда знаменитая картинная галерея во Флоренции заказала живописцу нарисовать для нее автопортрет, обратив имя простого русского художника в настоящую легенду.

Нелицеприятным моментом в биографии Кипренского была история его сложных взаимоотношений с беспутной и чрезвычайно жадной итальянкой, матерью его юной натурщицы Анны-Марии. Покидая Италию, живописец выкупил девочку у горе-матери, оформил на нее опекунство и определил на воспитание в привилегированный пансион при монастыре. Вернувшись в Санкт-Петербург, художник несколько лет успешно рисовал портреты известных личностей, в том числе Александра Сергеевича Пушкина, но в 1828 году навсегда покинул Россию, чтобы, вернувшись в Италию, принять католичество и жениться на своей 17-летней воспитаннице Анне-Марии. Однако дальнейшая жизнь Кипренского О.А., уже не молодого и не совсем здорового, мало радовала художника. Творческое вдохновение покинуло именитого портретиста, что привело его к депрессии и пьянству. Спустя всего лишь четыре месяца после собственной свадьбы, Орест Адамович скоропостижно скончался от воспаления легких 5 октября 1836 года, так и не дождавшись рождения долгожданной дочурки Клотильды.

Написать и опубликовать комментарий