Михаил Александрович Врубель. Биография Врубеля Михаила

Один из неординарных русских художников с мистическими наклонностями Михаил Александрович Врубель, потомок польского рода военных по отцовской линии, а по материнской исследователя Арктики и декабриста, родился 17 марта 1856 года в Омске, в Области Сибирских Киргизов. Отец будущего художника, военный юрист и участник войн в Крыму и на Кавказе, часто менял место службы, перемещаясь вместе с семьей по городам России, от Астрахани и Одессы до Саратова и Петербурга. Мама маленького Миши, родившая четверых детей, умерла в молодом возрасте, оставив малышей на попечение вдовца, который, спустя четыре года, удачно женился на пианистке, прекрасно вписавшейся в осиротевшую семью. Мачеха обеспечила детям необходимое участие и доверительные отношения, о чем красноречиво свидетельствует детская биография Врубеля Михаила Александровича.

Способности Миши к рисованию были замечены его родителями еще в 5-летнем возрасте, а в 9-ть он уже по памяти умело копировал картины Микеланджело. В конце 60-х годов 19 века, когда семья проживала в Петербурге, отец водил мальчика на занятия в художественную школу, а переехав в Одессу, юноша без труда поступил и окончил с золотой медалью знаменитую гимназию Ришелье, в которой углубленно изучал иностранные языки и латынь, историю и литературу. Попутно с получением гимназического образования биография Врубеля Михаила одесского периода отмечена посещением рисовальной школы при Обществе изящных искусств. Вернувшись в Санкт-Петербург в 1874 году, талантливый парень поступил на юридический факультет университета, который хоть и окончил с отличием, но, тем не менее, остался равнодушен к юриспруденции.

Михаил часто посещал Эрмитаж, завязывал знакомства с петербургскими художниками (Коровиным, Серовым, Поленовым), много рисовал и активно занимался в вечерних классах Академии художеств. Весной 1884 года способный живописец, по рекомендации своего академического наставника, был направлен под начало профессора Прахова для работы над реставрацией древних фресок в монастыре XII века под Киевом, где, собственно, и зародился творческий путь Михаила Александровича Врубеля. Занимаясь росписью храма, пылкий художник вдруг влюбился в профессорскую супругу Эмилию, лицо которой воплотил в иконе Богоматери, что не могло понравиться ревнивому мужу. Материальное состояние мятежного художника было катастрофически нестабильным, что побуждало его бросаться в крайности, от беспробудного пьянства до беспорядочных любовных похождений.

Наряду с реставрацией фресок на сюжеты из Библии гениальный иконописец настолько увлекся модернизацией византийской эстетики, что, по мнению вышестоящего духовенства, совершенно отдалился от канонов церкви, за что в 1889 году был отстранен от дальнейших реставрационных работ. Именно с этих пор творчество Врубеля М.А. поглощено образом демона, ставшего символом его сумбурной жизни. Блестяще образованный и безупречно одетый молодой франт покоряет Москву своим первым эпохальным полотном «Демон сидящий», становясь популярной личностью и изгоем общества одновременно. В 1891-м Михаил Александрович сближается с именитыми художниками и музыкантами Петербурга, живет в доме известного мецената Мамонтова и без устали наполняет свои картины неким мистическим колоритом, наводящим на зрителя неподдельный ужас. Только в 1896 году жизнь Врубеля М.А. возвращается в былую колею, когда художник женится на оперной певице театральной труппы Надежде Забела, влюбившись в нее скоропостижно и отчаянно.

В течение двух счастливых лет семейной идиллии живописец сопровождает жену на гастролях, создает декорации для театра и сценические костюмы для обожаемой супруги, в общем, оберегает ее от любых неприятностей и жизненных невзгод. Однако хрупкое душевное равновесие самого художника не выдерживает испытания ностальгическими воспоминаниями о прежних творческих изысканиях. Погостив у родственников в Чернигове, Михаил Александрович вдруг резко изменился, превратившись из мягкого и покладистого человека в настоящего агрессора. Художником овладела мания величия и собственной исключительности, что весьма испугало его беременную жену, родившую сына с физическим изъяном – «заячьей» губой. Потрясенный уродством долгожданного наследника, Врубель впал в неистовое рисование очередного «Демона», повлекшее за собой критическое нарушение психики художника и, как следствие, помещение его в клинику для душевнобольных. Спустя три года маленький сын умер от воспаления легких, а его гениальный отец окончательно сошел с ума и закончил свою жизнь в стенах петербургской психиатрической больницы 1 апреля 1910 года.

Написать и опубликовать комментарий