Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Биография Петрова-Водкина Кузьмы

Один из самых своеобразных русских художников, мыслителей и философов, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, мятежная жизнь которого прошла в неустанных творческих поисках, появился на свет 24 октября далекого 1878 года в небольшом приволжском городке Хвалынске, в чрезвычайно бедной семье сапожника, поэтому о тяжелой жизни своего родного народа будущий живописец знал не понаслышке. С раннего детства биография Петрова-Водкина Кузьмы Сергеевича отмечена страстным почитанием мальчиком живописной прибрежной природы, да и самой величественной и могучей Волги-матушки. Интерес к искусству у Кузьмы зародился довольно рано, а способствовали этому первые «учителя» любознательного мальчика: ночной сторож с лубочными картинками, местный иконописец с ликами святых и рисовальщик нехитрых рекламных вывесок с коллекцией потрепанных репродукций великих художников.

По окончании четырехклассного городского училища паренек целое лето проработал в судоремонтных мастерских, чтобы осенью продолжить образование в самарском железнодорожном техникуме. Вступительные экзамены Кузьма провалил, но зато встретил первого ценителя своих пробных творений, архитектора Мельцера, по рекомендации которого оказался студентом петербургского Центрального училища технического рисования. Именно в Петербурге зародилось серьезное творчество Петрова-Водкина К.С. с изображения образа Богоматери на стене церковной апсиды ортопедического института. После создания эскиза живописец отправился в Лондон для обработки готовой иконы на английской керамической фабрике. Как свидетельствует биография Петрова-Водкина Кузьмы, вскоре юноша перебрался в Москву, чтобы заниматься рисованием в столичном училище живописи и ваяния у именитого мастера Валентина Серова.

С 1905 года по 1908-й Кузьма Сергеевич оттачивал свое рисовальное мастерство в частных академиях Парижа, посещал живописную Италию и Грецию, экзотическую Турцию и Северную Африку. Знаменитое полотно художника «Купание красного коня», написанное в 1912-м, словно вобрало в себя колорит всех заморских стран, и полностью изменило отношение к автору картины Ильи Репина, доселе не признающего самобытного таланта Петрова-Водкина. Совершенствуясь в Париже как художник, тридцатилетний Кузьма Сергеевич отчаянно влюбился в дочь хозяйки пансиона, в котором он снимал прелестную комнатку с окнами в сад. Расписавшись в парижской мэрии, Кузьма и Мария прожили вместе 32 года, хоть католическое вероисповедание жены не позволило супругам обвенчаться по российским церковным канонам. В 1913 году авантюрный живописец преодолел расстояние от Москвы до Мюнхена на обычном двухколесном рыдване, предоставленном молодому путешественнику известной германской фирмой в целях наглядной рекламы своего нового велосипеда. Творческий путь Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина периода Первой Мировой войны поражает воображение зрителя реалистичностью трагических сюжетов. Умирающие за свою родину солдаты, без пафоса и показного патриотизма, разительно отличаются от привычных глазу обывателя фальшивых плакатных героев.

Восторженно встретив Октябрьскую революцию, художник полностью отдался идеям социалистического реализма, преподавая в петроградских учебных мастерских разных уровней пролетарское изобразительное искусство. Именно Кузьма Сергеевич стал автором неоднозначного портрета Ленина и картины «Ленин в гробу». В послереволюционные годы жизнь Петрова-Водкина К.С. была полна планов и стремлений к реформированию всей системы художественного образования молодежи, чему он посвящал практически всего себя. Плакаты и натюрморты, иллюстрации к книгам и портреты знаменитостей, в том числе Анны Ахматовой, были насыщены яркими идеями и единством образов. Скончался великий живописец 15 февраля 1939 года от обострившегося туберкулеза, завершив свое триумфальное восхождение от полуграмотного сына сапожника до знаменитого живописца мирового уровня.

Написать и опубликовать комментарий