Карл Павлович Брюллов. Биография Карла Брюллова

Виртуозный художник-портретист Карл Павлович Брюллов, прославившийся на весь мир своим гротескным полотном «Последний день Помпеи», родился в Санкт-Петербурге 23 декабря 1799 года в протестантской семье потомственных мастеров по орнаментной скульптуре, резьбе по дереву, живописной миниатюре и гравировке. Павел Иванович — отец многодетного семейства, наличествующего шестерых детей, преподавал в петербургской академии художеств, а мама занималась исключительно домашним хозяйством и воспитанием болезненных отпрысков. Как свидетельствует детская биография Карла Брюллова, в раннем возрасте мальчик переболел золотухой, а вскоре и оглох на левое ухо. Заставляя способного к рисованию сына усердно изучать искусство живописи, строгий папаша мог не только оставить ребенка без обеда в наказание за невыполненное задание, но и дать крепкую оплеуху, что и стало причиной ранней глухоты мальчика.

С выходом отца в отставку в 1805 году жизнь Брюллова младшего резко изменилась, теперь он стал бессменным помощником папы в выполнении последним многочисленных частных заказов, в том числе и в оформлении церкви в Кронштадте. В возрасте 10-ти лет мальчик, следуя семейным традициям, поступил в академию художеств на полное казенное содержание, в которой проучился 12 лет. Одаренный ученик, обладающий несомненный художественным талантом и уже имеющимся домашним опытом, быстро завоевал уважение не только среди однокашников, но и мудрых учителей. За небольшую плату, а иногда и вовсе бескорыстно, как гласит биография Брюллова, подросток с большим удовольствием подправлял экзаменационные рисунки своих однокурсников. Сам же Карл три долгих года совмещал учебу с написанием своих первых грандиозных полотен «Гений искусства» и «Нарцисс, смотрящий в воду». Эти картины были отмечены золотыми наградами и признанными академическим советом идеальными образцами для копирования.

Закончив с отличием академический курс, молодой художник получил право на поездку за границу за государственный счет, от которой отказался по причине размолвки с президентом академии. Однако новообразованное в Петербурге императорское общество поощрения художников все-таки отправило талантливого Карла в Италию вместе с его братом Александром. В 1823 году братья прибыли в Рим, а год спустя, творчество Брюллова настолько покорило итальянскую публику, что вся местная знать, включая и русских вельмож, выстроилась в очередь к модному и покупаемому художнику за собственными портретами. С 1827 года популярный живописец увлекся рисованием небольших акварелей, легких и воздушных, словно сотканных из жизненных сюжетов красивых итальянцев, которые мгновенно раскупались как сувениры путешествующими аристократами.

Под впечатлением от извержения Везувия в 1828 году творческий путь Карла Брюллова пополнился эпохальным полотном «Последний день Помпеи», вызвавшим у зрителя одновременно восхищение и ужас. Эту картину по достоинству оценили не только эмоциональные итальянцы, но и творческая когорта соотечественников художника: Пушкин и Гоголь, Лермонтов и Белинский, Жуковский и Кюхельбекер, а император Николай I собственноручно увенчал голову Карла лавровым венком. Вернувшись в Россию в 1836-м, обласканный почитателями своего незаурядного таланта живописец был назначен младшим профессором академии художеств и руководителем его исторического класса. Кроме того, Брюллов по-прежнему активно рисовал портреты и принимал непосредственное участие в росписи лютеранской церкви.

В 1838 году художник скоропалительно женился, влюбившись в 18-летнюю, весьма легкомысленную особу Эмили Тимм, брак с которой не продержался и месяца. По окончании изнурительного бракоразводного процесса живописец встретил на своем пути прекрасную графиню Юлию Самойлову, ставшую идейной вдохновительницей и бессменной натурщицей в его дальнейшем творчестве. К середине 40-х годов 19 века здоровье художника осложнилось сердечной болезнью, вызванной ревматизмом, с которой он пытался справиться посредством лечения минеральными водами на Мадейре, но 23 июня 1852 года Карл Брюллов скончался после тяжелого приступа удушья и был погребен на протестантском кладбище маленького итальянского городка Монте Тестаччо.

Написать и опубликовать комментарий