Иван Николаевич Крамской. Биография Крамского Ивана

Именитый русский художник второй половины 19 века, глубоко мыслящий и прекрасно образованный, Иван Николаевич Крамской, один из самых инициативных создателей Артели художников, родился в Воронежской губернии (городе Острогожске) 27 мая 1837 года, в обычной мещанской семье. Отец мальчика, так же как и его дед, служил писарем в городской думе, поэтому служебная карьера будущего живописца была предопределена, он должен был бы продолжить династию писарей в захолустном уездном городе. Однако способности мальчика к рисованию, как свидетельствует биография Крамского Ивана Николаевича, были замечены местным художником-любителем, направившим стопы юного дарования в иконописное ремесло. Вскоре юноше представился удобный случай покинуть родные пенаты и отправиться в длительное путешествие по России-матушке с неким харьковским фотографом в качестве его личного акварелиста и ретушера.

В 1857 году молодой художник, окрепший физически и духовно, прибыл в Петербург для поступления в славно известную императорскую академию художеств. На то время Иван Николаевич был уже довольно известным ретушером, бесценный опыт которого был востребован лучшими фотоателье северной столицы, но самого художника никак не могла удовлетворить карьера преуспевающего ремесленника. Именно поэтому, получив одобрительные отзывы о своих рисунках членов Совета академии, талантливый самородок стал одним из лучших студентов сего учебного заведения, закончить которое ему, к сожалению, не довелось по ряду объективных причин. Студенческая биография Крамского Ивана отмечена чрезвычайной старательностью способного ученика в работе над эскизами на исторические и мифологические сюжеты, которая была сторицей вознаграждена его академическим начальством, но сам художник подлинного удовлетворения от своих школярских творений не получал, стремясь постичь глубину и правомерность требований новых жизненных процессов к искусству.

Вскоре в стенах академии разразился так называемый «Бунт 14-ти», заключавшийся в возмущении некоторых студентов закостенелыми академическими устоями, не позволяющими ученикам самостоятельно выбирать сюжеты для своих конкурсных работ. Такое явное неповиновение студентов повлекло за собой не только изгнание бунтарей (среди которых был и Крамской) из художественных мастерских, но и учреждение над ними негласного и многолетнего полицейского надзора. Оставшись без диплома и денежных средств, мятежный художник устраивается преподавателем в общественную Школу поощрения художеств, где становится наставником другого самобытного живописца Ильи Репина, приехавшего из Украины покорять Петербург. Дальнейшее творчество Крамского И.Н. отмечено вольными сюжетными полотнами и созданием Артели свободных художников, которая была открыта с позволения правительства и позволила многим инакомыслящим мастерам живописи добиться настоящего успеха и признательности, а также финансовой независимости.

Тем временем сам Иван Николаевич с увлечением отдается портретному искусству, запечатлевая на холсте лица известных художников Шишкина и Куинджи, поэтов Шевченко и Некрасова, писателей Толстого и Салтыкова-Щедрина, а также известного в России мецената и собирателя произведений искусства Павла Третьякова и его супруги Веры Николаевны. В 1862 году круто изменилась и личная жизнь Крамского И.Н., когда 25-летний холостяк обвенчался с Софьей Прохоровой, репутация которой была запятнана сожительством с женатым мужчиной. Однако благородного художника не волновали людские пересуды, потому что именно со своей Соней он был по-настоящему счастлив и любим. В семье Крамских родилось пятеро сыновей и прелестная дочурка, унаследовавшая художественный талант своего знаменитого родителя. Многолетний изнуряющий труд и хроническая болезнь сердца прервали жизненный и творческий путь Ивана Николаевича Крамского 24 марта 1887 года, когда он увлеченно писал портрет известного петербургского врача, а за окном его мастерской ярко светило редкое для северной столицы весеннее солнце.

Написать и опубликовать комментарий