Григорий Григорьевич Мясоедов. Биография Мясоедова Григория

Организатор Товарищества передвижных выставок картин, обладатель выдающегося художественного таланта Григорий Григорьевич Мясоедов, человек с кристально чистой репутацией и прогрессивным мышлением, родился 7 апреля 1834 года в старинной, но изрядно обедневшей дворянской семье. В живописном селе Паньково Орловской губернии, где прошло детство будущего творца полотен, у маленького Гриши проснулся интерес к изобразительному искусству. Как свидетельствует ранняя биография Мясоедова Григория Григорьевича, незатейливое домашнее обучение мальчик продолжил в местной гимназии, а в 1853 году успешно сдал вступительные экзамены в академию художеств, правда, окончательно рассорившись с отцом, не принявшим стремление сына к карьере живописца.

Чрезвычайная бедность не помешала Грише получать отличные оценки на уроках, а большая золотая медаль за дипломную картину и право пенсионной поездки за границу стали прекрасным завершением студенческих лет одаренного юноши. Любознательный парень немедля отправился в путешествие по Европе, за время которого посетил Германию и Швейцарию, Испанию и Бельгию, и, наконец, Италию, поселившись в 1867 году во Флоренции, где сразу завел знакомство с семьей художника Николая Ге и с опальным на то время критиком самодержавия Герценым. Григорий Григорьевич с интересом наблюдал за активной коммерческой деятельностью европейских художников, вынашивая собственный план создания передвижнических выставок в России.

Спустя два года, уже в Москве, творческий путь Мясоедова Г.Г. знаменуется грандиозным полотном «Заклинание», отмеченным почетным академическим званием, и торжественным открытием Товарищества русских художников-передвижников. Помимо рисования полотен, талантливый живописец успешно музицировал на скрипке и рояле, а также слагал стихи и небольшие рассказы, отображающие повседневную жизнь рядовых обывателей, которые публиковал в периодических изданиях столицы. С 1876 года творчество Мясоедова Г.Г. пошло на спад, уступая место садоводству и огородничеству, которыми художник активно заинтересовался, поселившись на хуторе близ Харькова. Народные традиции, обряды и поверья теперь полностью заняли воображение мастера, а рядом с картинами бытового жанра все чаще стали появляться изображения сельских пейзажей и даже крымских марин, получивших восторженное признание публики. Как свидетельствует биография Мясоедова Григория, каждый год художник посещал Крым, проводя там, как правило, осень и зиму.

Весной и летом живописец проживал на Полтавщине, активно занимаясь полезной общественной деятельностью: основанием школы для рисования, созданием эскиза театрального занавеса, публикацией брошюр по ведению садоводства. Личная жизнь Мясоедова Г.Г. складывалась достаточно сложно, зачастую из-за его неуживчивого характера. Первый брак с пианисткой быстро распался, а со второй своей избранницей художник постоянно бранился, необоснованно упрекая жену в изменах. Даже своего сына Григорий не захотел признавать, оформив на мальчика опекунство, а матери ребенка запретил с ним не только общаться, но и видеться. Агрессивные нападки на ребенка взрастили в Иване жгучую ненависть к родителю, приведшую к фактическому отречению от него. Когда Григорий Мясоедов лежал на смертном одре, сын сидел у изголовья его кровати с мольбертом, злорадно запечатлевая страдальческие гримасы художника, скончавшегося 18 декабря 1911 года в собственной усадьбе Павленки под Полтавой. На посмертных выставках именитого живописца его сын безжалостно избавился от всего, что хоть как-то могло напомнить молодому человеку о тиране-отце. Покидая навсегда Россию в 1919 году, Иван Григорьевич без сожаления уничтожил родовую усадьбу Мясоедовых на Полтавщине.

Написать и опубликовать комментарий