Борис Михайлович Кустодиев. Биография Кустодиева Бориса

Выдающийся русский живописец с неординарным художественным видением Борис Михайлович Кустодиев родился в «арбузной» Астрахани 7 марта 1878 года в семье преподавателя словесности местной духовной семинарии. Однако своего родителя будущий художник не помнил, по причине ранней смерти отца от чахотки, когда маленькому Бореньке еще не исполнилось и двух лет. Рано овдовевшая мама четверых детей, как гласит биография Кустодиева Бориса Михайловича, арендовала небольшой флигель при купеческом доме, где осиротевшая семья жила хоть и бедно, но дружно. Начальное образование мальчик получил в церковноприходской школе, затем учился в гимназии, по окончании которой, как сын бывшего учителя, был принят в духовную семинарию с полным пансионом.

Интерес Бориса к рисованию проявился примерно в 9-летнем возрасте после посещения им выставки художников-передвижников. Юный семинарист сначала успешно совмещал духовные занятия с уроками рисования, а в 1896 году полностью отказался от карьеры священнослужителя в пользу художественного образования. В годы обучения в петербургской академии под непосредственным началом Ильи Репина зародилось портретное творчество Кустодиева Б.М., усердно трудившегося над созданием монументального полотна «Торжественное заседание Государственного Совета» вместе со своим учителем. В 1902 году талантливый студент написал очень колоритную картину «Базар в деревне», приурочив ее к выпуску из академии. Осенью того же года молодой художник, вместе с золотой медалью, получил право пенсионерской поездки заграницу и познакомился с очаровательной девушкой Юлией Прошинской, на которой женился в январе 1903-го.

Сразу после рождения первенца молодое семейство отправилось в Париж, а затем в Испанию. Однако, неимоверно скучая по родным местам, Борис Михайлович с семьей вернулся в Россию, не пробыв в Европе и половины отведенного срока. Как свидетельствует дальнейшая биография Кустодиева Бориса, живописец уехал в Костромскую область, чтобы в исконно русской глубинке завершить поиск своих творческих изысканий. Окончательно определившись с жанром художественного искусства, мастер кисти осел в Петербурге, где активно сотрудничал с «левыми» журналами («Жупел» и «Адская почта»), размещая в них политические карикатуры на представителей власти. Народный художник страстно поддержал декабрьскую революцию 1905 года, отразив в своих полотнах сцены жестокой расправы над восставшими рабочими. В кругу семьи жизнь Кустодиева Б.М. протекала беззаботно, сыто и умиротворенно, изобилуя радостными моментами проникновенного общения с детьми и любимой супругой. В квартире художника полно собак и кошек, повадки которых он комично имитировал, веселя домочадцев и частых гостей.

С 1911 года началось тесное сотрудничество Бориса Михайловича с московским академическим театром, в котором он создавал эскизы костюмов и декорации к спектаклям, в частности к пьесам Островского и комедиям Салтыкова-Щедрина. Глубокой сюжетной насыщенностью отличался творческий путь Бориса Михайловича Кустодиева тех лет, отмеченный выразительной жанровой живописью, связанной с провинциальными типажами и их бесхитростным бытом. К сожалению, здоровье живописца вскоре оказалось под угрозой – его одолевал костный туберкулез, который художник пытался лечить на лучшем швейцарском курорте в Лозанне. Однако уже в 1913-м в Берлине Борису Михайловичу пришлось согласиться на операцию в немецкой клинике по удалению опухоли на позвоночнике, после чего у художника случился паралич ног. Ограниченный стенами собственной комнаты, Кустодиев, тем не менее, писал жизнерадостные картины, отражающие пестроту народных празднеств и гуляний.

Октябрьскую революцию живописец принял с большим вдохновением и надеждой на лучшую жизнь для любимых им простых людей. Главенствующее место в его постреволюционном творчестве занимало как художественное иллюстрирование ленинских сборников, так и оформление петроградских улиц в честь празднования годовщины Октября. Постоянно прогрессирующая болезнь Бориса Михайловича катастрофически ослабила его организм, который уже не в силах был справиться даже с элементарной простудой. Смерть художника случилась 26 мая 1926 года от острого воспаления легких, в разгар работы над грандиозным триптихом под названием «Радость труда и отдыха».

Написать и опубликовать комментарий