Цезарь Антонович Кюи. Биография Кюи Цезаря

Биография Кюи Цезаря

Выдающийся русский композитор и незаурядный музыкальный критик, а также непревзойденный мастер фортификационных сооружений Цезарь Антонович Кюи, бессмертные произведения которого отличаются чрезвычайной утонченностью и выразительностью сюжетов, родился 6 января 1835 года в латвийском Вильно, в семье преподавателя французского языка местной гимназии. Отец мальчика, француз по происхождению и бывший солдат наполеоновской армии, получивший серьезное ранение в эпохальной битве 1812 года, остался на лечение в Вильно, где и повстречал свою будущую супругу Юлию Гуцевич, дочь известного литовского архитектора.

Способности брата к музыке заметила старшая сестра Цезаря, которая и взялась обучать малыша игре на фортепиано. Ранняя биография Кюи Цезаря Антоновича отмечена далеко не совершенными, но несомненно талантливыми музыкальными опусами – мазурками и ноктюрнами, песнями и романсами, и даже маленькой увертюрой, на которую обратил внимание выдающийся на то время польский композитор Монюшко. На протяжении последующих семи месяцев польский маэстро бесплатно занимался с 14-летним Цезарем теорией музыки, контрапунктом и композицией. Учеба в гимназии и частные музыкальные уроки вскоре были прерваны по причине отъезда юноши в Петербург для поступления в военное инженерное училище.

В культурной столице России молодой музыкант с удовольствием посещал оперу и знакомился с видными деятелями музыкального общества. В 1856 году, как свидетельствует биография Кюи Цезаря, начинающий композитор подружился с Балакиревым и Даргомыжским, подтолкнувшими молодое дарование к плодотворному сочинительству музыки. По окончании военной академии Цезарь был произведен в поручики и остался преподавать топографию в младших классах родного училища. За двадцать лет безупречной службы военный инженер Кюи вырос до чина генерал-полковника и получил профессорское звание. Зрелое творчество Кюи Ц.Ю., которое он органично совмещал с воинским делом, неустанно пополнялось удивительно мелодичными романсами и даже полноценными операми, в исполнении которых принимал участие сам Мусоргский. Именно сочинение опер, в которых причудливо переплетались характеры литературных героев, являлось для Цезаря некоей проверкой живой композиторской практики. Гармоническая выразительность оперных сюжетов, их колоритные речитативы и значительное техническое мастерство самого маэстро, собирали полные залы слушателей не только во время триумфальных премьер этих опусов, но и на всех последующих представлениях.

Осенью 1858 года личная жизнь Кюи Ц.А. ознаменовалась скромным бракосочетанием композитора с очаровательной пианисткой Мальвиной Бамберг, с которой Цезарь однажды познакомился в кругу своих близких друзей по музыкальному сообществу. В самом начале русско-турецкой войны Кюи отправился на фронт для непосредственного участия в укреплении и обзоре фортификационных сооружений. Спустя год, творческий путь Цезаря Антоновича Кюи продолжился уже в мирном русле, когда каждое инструментальное произведение маэстро являлось ярким выразителем русской души, характера и настроения. Десятки фортепианных прелюдий и скрипичных сюит выходили в те годы из-под талантливой руки музыкального мастера. Сотни его мелодичных романсов, музыкальных картинок и сонетов на стихи Пушкина, Мицкевича, Некрасова и других именитых поэтов покоряли сердца благодарной отечественной публики.

Помимо военной инженерии и сочинительства музыки, Цезарь Антонович активно занимался пропагандой русского искусства в зарубежной прессе, отстаивая исключительно принципы реализма и народности в музыкальном творчестве. На склоне лет умудренный жизненным опытом композитор написал несколько замечательных опер для детей, среди которых «Красная шапочка», «Кот в сапогах» и другие. Умер замечательный военный инженер, композитор и музыкальный критик Кюи уже в советском Петрограде 13 марта 1918 года.

Написать и опубликовать комментарий