Анатолий Константинович Лядов. Биография Лядова Анатолия

Биография Лядова Анатолия

Выдающийся музыкант, выходец из художественной среды Санкт-Петербурга, Анатолий Константинович Лядов, сын известного дирижера Мариинского театра, родился 11 мая 1855 года в славном граде на Неве. С раннего детства, как констатирует биография Лядова Анатолия, мальчик проводил массу времени за кулисами «Мариинки», нередко принимая непосредственное участие в спектаклях в качестве статиста. Музыкальные способности маленького Толи проявились достаточно рано, наряду с талантом к рисованию и сочинительству стихов. Родная тетя по материнской линии с удовольствием занималась с племянником музыкой, обучая его игре на фортепиано. Однако богемная жизнь родителей-артистов негативно отражалась на психологическом формировании подростка, проявляясь общей пассивностью, внутренней несобранностью, равнодушием к происходящему, к тому же в шестилетнем возрасте, как свидетельствует биография Лядова Анатолия Константиновича, малыш потерял мать.

Добрый десяток лет юноша посвятил консерваторскому образованию (1867—1878), которое неоднократно прерывалось в силу безвольности характера молодого дарования, но все же блестяще завершилось дипломной кантатой, сочиненной на стихи Шиллера. По окончании консерватории вчерашний студент, как истинный преемник русской музыкальной школы и при дружеском содействии Римского-Корсакова, совершенно справедливо стал фаворитом композиторов в популярном сообществе «Могучая кучка», где он познакомился с Бородиным и Мусоргским, от которых унаследовал бесконечную преданность славянскому искусству. В середине 80-х, когда «Могучая кучка» уже фактически прекратила существовать, Анатолий возглавил руководящий триумвират (Римский-Корсаков, Лядов, Глазунов) другого музыкального объединения, так называемого «беляевского кружка», занимающегося отбором, редактированием и последующим изданием новых сочинений петербургских композиторов.

Творчество Лядова А.К., довольно рано проявившееся и сформировавшееся, тем не менее, вяло перетекало от одного этапа к другому, так же как и привычный уклад жизни композитора, не меняющийся десятилетиями. На протяжении тридцати лет Анатолий Константинович каждую зиму проводил в одной и той же городской квартире, а лето – на одной и той же загородной даче. Впрочем, узкий круг близких друзей композитора тоже оставался неизменным практически всю его размеренную жизнь. Правда, следует упомянуть о двух заграничных поездках маэстро: в Париж на Всемирную художественную выставку (1889) и в Германию (1910). Личная жизнь Лядова А.К. никогда не была достоянием общественности, что и не удивительно при его замкнутости и обособленности. Брачный союз композитора, заключенный в 1884 году со словесницей Надеждой Толкачевой, был весьма успешным и долгосрочным, а венцом его стало рождение двух замечательных сыновей. В силу материальной необеспеченности собственной семьи, Лядову приходилось уйму времени посвящать преподавательскому труду, совмещая профессорскую деятельность в консерватории с уроками в инструментальных классах певческой капеллы.

Если говорить о жанровых пристрастиях композитора, то именно фортепианная музыка занимала главенствующее место в его творчестве. Подтверждением тому служат непревзойденные по виртуозности «Бирюльки», цикл которых был сочинен музыкантом еще в 1876 году. Вершиной же камерной музыки Лядова, вне всяких сомнений, являются его фортепианные прелюдии, невероятно специфические с точки зрения жанровой музыки и чрезвычайно соответствующие эстетическому мировоззрению композитора. Зрелый творческий путь Анатолия Константиновича Лядова отмечен и замечательными детскими мелодиями, наполненными чуткими и трогательными мотивами нянюшкиных колыбельных песен. Умер русский композитор Лядов от бронхита и обострения хронической сердечной болезни 28 августа 1914 года.

Написать и опубликовать комментарий